Лукашова С.С. Характер церковной зависимости львовского Успенского братства (Митрополичья и патриаршая ставропигия)// Тезисы доклада на IV Международном конгрессе украинистов, Одесса, август 1999 г.
Истории львовского ставропигиального братства посвящена обширная литература на украинском, русском и других славянских и западноевропейских языках, и, тем не менее, в ней продолжают оставаться и «белые пятна», и серьезные недочеты. К их числу можно отнести оценку статуса львовского объединения в 1586-1592 гг. Распространенная точка зрения базируется на том, что львовское братство перешло в непосредственное управление патриархом в результате одобрения устава патриархом Иоакимом в 1586 г. Однако, с одной стороны, процедура учреждения ставропигии состоит не в создании нового устава, а, в первую очередь, в передаче архиереем особого креста (греч. ) как символа своей пастырской власти [1], чего в 80-е гг. XVI в. сделано не было. С другой стороны, в патриарших уставах ничего не говорится о выведении Успенского братства за рамки митрополии. По уставу патриарха Иоакима, обо всех «нестроениях» братство обязывалось доносить именно своему епископу, и братчики подлежали его суду. В конечном счете, даже знаменитое право братства контролировать деятельность духовенства на митрополита не распространялось. О характере церковного подчинения братства не говорит прямо и устав патриарха Иеремии 1589 г. В то же время, как и в уставе 1586 г., и братские священники должны были получать посвящение от львовского епископа, и противники братства отлучаются им же. «За тем повелеваем сему братству не присваивать себе больших прав.., ибо все это принадлежит одному, какой будет тогда, Епископу Львовскому, Галицкому и Каменецкому, на основании божественных законов и священных канонов, а не кому иному» [2]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в 80-е гг. XVI в. восточные патриархи не нарушили канонической власти епископа по отношению к братству. Однако само братство категорически отказалось подчиняться епископу. Из сохранившихся источников не вполне ясно, в чем именно состояла причина спора Гедеона Балабана и львовских мещан, но уже в январе 1586 г. конфликт приобрел острых характер. Описывая ситуацию в письме к константинопольскому патриарху в конце того же года, братчики приписывают владыке все мыслимые и немыслимые грехи, пытаясь любой ценой выйти из-под его власти [3]. Потерпев неудачу с изменением церковного подчинения в Константинополе, братство для разрешения своих насущных потребностей обратилось за поддержкой к киевскому митрополиту Михаилу Рагозе. Со своей стороны, слабость церковной системы управления митрополией и неустойчивость позиций недавно избранного митрополита вынудили и его искать опору в братствах и сделали одним из самых последовательных их сторонников. Формальным поводом для вмешательства явилось переплетение ктиторских прав на Онуфриевский монастырь. Кроме Успенского братства, патроном обители считался уневский монастырь, в 1556 г. признанный митрополичьим ставропигионом [4]. Таким образом, и Онуфриевский монастырь косвенно мог претендовать на статус митрополичьего ставропигиона. Усилия братчиков в этом направлении увенчались грамотой патриарха Иеремии от 13 ноября 1589 г. [5]. Киевский митрополит Михаил Рагоза соборно подтверждает постановления патриарха Иеремии относительно Онуфриевского монастыря и начинает активно содействовать и самому братству. Он одобряет устав братства и уже спустя месяц после отъезда патриарха благословляет Онуфриевского иеромонаха Василия быть исповедников братства, а в июне 1590 г. поставляет новых братских священников [6]. Однако дело не ограничилось только формальным покровительством. В документах Брестского собора 1590 г. впервые заявлено, что митрополичьим ставропигионом является не только Онуфриевский монастырь, но и само братство. Грамота была подписана всеми епископами, включая Гедеона Балабана, причем причиной установления ставропигии называется нежелание епископа благословить новых братских священников, а также для «успокоения братства того»[7]. Таким образом, Успенское братство впервые получило особый статус в украинско-белорусской церкви, хотя и не вполне каноничный. Сложность состояла в том, что ставропигия носила скорее юридический характер - речь шла о праве распоряжения уже функционирующим церковным институтом, а традиционно учреждение ставропигии предполагает передачу благодати еще не освященной церкви, из чего и следует право дальнейшего управления ею. С другой стороны, главным храмом братства была приходская Успенская церковь, а монастырь св.Онуфрия имел только второстепенное значение. Для упрочнения своей власти над братством Михаил Рагоза в январе 1591 г. посетил Львов, распорядился относительно устройства Онуфриевского монастыря [8], и, что гораздо важнее, освятил алтарь Трех святителей в колокольне Успенской церкви, т.е. именно основал новый храм. Таким образом, отложив вопрос о юрисдикции собственно Успенской церкви, не восстановленной после пожара, братство стало обладателем канонично учрежденного ставропигиального храма и вывело свое духовенство за пределы епископской юрисдикции. Со своей стороны, Балабан не признал ни создания митрополичьей ставропигии, ни независимости братского духовенства и в течение весны-лета 1591 г. восемь раз предпринимал попытки восстановить свою пастырскую власть над братскими священником Михаилом и игуменом Василием, но безуспешно [9]/ Хотя патриарх Иеремия ни в 1589, ни в 1591 гг. не возражал против ставропигиального статуса братства, епископ Гедеон попытался воспользоваться ситуацией и при помощи тырновского митрополита Дионисия сфальсифицировал патриаршую неблагословенную грамоту на киевского митрополита и братство, уничтожающую митрополичью ставропигию как неканоничную и возвращающую братство и Онуфриевский монастырь под власть епископа [10]. Несмотря на возникшие подозрения в подлинности грамоты, братство обратилось к патриарху, прося отменить ее и сопроводив письмо подарком и подробным описанием положения, сложившегося в киевской митрополии [11]. Главной темой письма является усиление активности католиков в деле обращения православных, и Балабан обвиняется в сговоре с католическими властями Львова и попытке передачи им ключей от братских церквей. В ответ в ноябре 1592 г. из Константинополя пришла патриаршая грамота и крест на учреждение уже патриаршей ставропигии в Успенской церкви, в которой патриарх прямо заявлял о том, что братство должно быть «свободно и независимо ни от какого лица, ни митрополичьего, ни епископского, свободно признавая и имея одну только главу - наше Смирение...»[12]. Придание статуса патриаршей ставропигии, тем более объединению мирян, являлось исключительным событием. Достаточно сказать, что за всю предшествующую историю киевской митрополии патриаршим ставропигионом была названа только Киево-Печерская лавра [13]. Спорным является вопрос, насколько оправданной и действенной мерой было учреждение ставропигии патриархом Иеремией, поскольку ни угрозы со стороны католиков [14], ни претензии Балобана не были сняты. Напротив, статус патриаршей ставропигии угрожал зыбкому равновесию в киевской митрополии, создавая еще один, и очень влиятельный, церковный институт. Грамота была опасна еще и тем, что ею одновременно нарушались права не только львовского епископа, но и киевского митрополита, киевского воеводы кн. К.К.Острожского (еще одного патрона Онуфриевского монастыря) и самого короля. Поэтому братства, с одной стороны, существования грамоты не скрывало, а с другой - не настаивало на ее признании. Распространенное в исторической науке представление о том, что новый статус братства сразу получил признание современников, не подтверждается источниками. Так, патриаршая грамоты была предъявлена королевской комиссии по делу об Онуфриевском монастыре в январе 1593 г., однако, комиссия не приняла ее во внимание, и в ее решении было записано, что монастырь подлежит власти епископа, а не митрополита [15]. Даже в сентябре 1596 г. братство боялось показать грамоту кн. К.К.Острожскому, поскольку полученная привилегия полностью отрицала его ктиторские права на Онуфриевский монастырь [16], хотя магнат о ней, безусловно знал. Неизвестно, как и когда узнал о грамоте Киевский митрополит, но ни в одном документе Михаил Рагоза не упоминает установления патриаршей ставропигии, утверждая, что Успенское братство по-прежнему находится в его власти[17]. Со своей стороны, практически вплоть до 1596 г. братчики не уточняли, каким именно ставропигионом они являются, и не противопоставляли митрополичью власть патриаршей, предпочитая сохранить нормальные отношения с Рагозой и с другими влиятельными лицами Речи Посполитой. Статус патриаршей ставропигии был признан Гедеоном Балабаном только в начале XVII в. в связи с окончательным примирением епископа и братства, и в стрятинском «Требнике» 1606 г. владыка подробно описал всю процедуру учреждения данного вида ставропигии, подчеркивая, что право на это имеет только патриарх [18]. Таким образом, более точное определение статуса братства в 1586-1593 гг. и, в частности, характера его ставропигии, позволяет по-новому оценить конфликт братства и епископа, поведение православных иерархов и, наконец, тот общественный резонанс, который вызвало превращение объединения мирян в патриаший ставропигион. Открытым остается вопрос о характере ставропигии виленского Свято-Троицкого бра [1] Именно поэтому красноставское Свято-Троицкое братство, также получившее патриаршую санкцию - Monumenta confraternitatis stauropigianae leopoliensis. / Ed. W. Milkowicz. Leopolis, 1895, t.1 (далее - MCS), - никогда не претендовало на статус ставропигиона. [2] Памятники, изданные временной комиссиею для разбора древних актов, высочайше учрежденноу при Киевском, Подольском и Волынском генерал-губернаторе: В 4-х тт. К., 1845-1859, т.3 (далее - ПКК), № 5, с.40-44, пп.5-7, 9. [3] MCS, LXXXVIII. [4] Ib., XIX, XX. [5] Уставные дипломы, патриархами Востока пожалованные львовскому Ставропигийскому братсву в г. 1586-1592 (Юбилейное издание в память 300-летнего основания Львовского Ставропигийского Братства, т.2). Львов, 1895, XIV, с.56-59 [6] MCS, CLI. [7] Ib., p.260. [8] Ib., CLXIX, CLXX. [9] Ib., CLXXXI-CLXXXIII, CLXXXV, CLXXVI, CXCIIV-CXCVI. [10] Ib., CCXXXII. [11] Ib., CCXLV. [11] Ib., CCXXXII. [12] ПКК, т.3, №9, с.76. [13] Грамота патриарха Максима от 14.06.1481 - Архив Юго-Западной России, издавамый Временною Комиссиею для разбора древних актов, высочайше учрежденною при Киевском, Подольском и Волынском генерал-губернаторе. К., 1859-1911. Ч.1, т.1, № 1. [14] Например, см. Дело о нападении учащихся львовской католической школы на собирающих милостыню учеников братского училища - MCS, CCLX, CCLXI. [15] Ib., CCLXIX. [16] Ib., CCCCXXVII. [17] Например, см. решения брестского собора 1594 г. - Ib., CCCXII, p.517. [18] Требник. Стрятин, 19.09.1606, с.495-496. // Цит. по Гильтебрандт П. Гедеон Балабан и три его книги. СПб., 1900, с.28. |