Шустова Ю.Э.ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОСТАВА СРЕДНЕВЕКОВЫХ КОРПОРАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЛЬВОВСКОГО УСПЕНСКОГО СТАВРОПИГИЙСКОГО БРАТСТВА)
Точное гуманитарное знание: традиции, проблемы, методы, результаты: Тез. докл. и
сообщ. науч. конф. Москва, 4-6 февр. 1999 г. / Редкол.: В.А. Муравьев (отв.
ред.), И.Н. Данилевский, Р.Б. Казаков, Е.И. Каменцева, О.М. Медушевская, М.Ф.
Румянцева, Г.Р. Саатчян (отв. секретарь); / РГГУ. Каф. источниковедения и вспом.
ист. дисциплин, Рос.-франц. центр ист. антропологии им. Марка Блока; РАН.
Археогр. комисс. - М., 1999. - С.155-156. Кон. XVI в. в восточно-славянских землях Речи Посполитой связан с активизацией общественной жизни. Для решения наиболее актуальных задач, которые стали перед украинским и белорусским населением, необходимы были организации, наделенные определенными правами. Форма религиозных братств оказалась наиболее удобной и жизнеспособной. Православные братства гарантировали невмешательство в свои внутренние дела организаций католической церкви и в значительной степени городских властей. Наиболее влиятельным было Львовские Успенское Ставропигийское братство, архив которого за 200 лет существования корпорации почти полностью сохранился. Для понимания роли Львовского братства необходимо знать, кто именно был членами братства, каков был количественный и социальный состав братства, как он изменялся на протяжении всей истории братства. Можно выделить несколько разновидностей сохранившихся списков членов братства: список фундаторов (основателей); список "вписных членов; список вступающих в братство; списки, составленные для сбора годовых членских взносов; списки распределения должностей на элекциях (по протоколам заседаний XVIII в.). Наиболее полную реконструкцию количественного состава членов братства мы можем провести только для периода кон. XVI - 1-й пол. XVII вв. Список, который содержит имена людей, ставших в 1586 г. основателями братства, состоит из 12 имен "замечательных лиц". "Терминал реестра до братства вступаючих", содержащий 27 имен членов братства, был составлен, вероятнее всего, в сер. 90-х гг. XVI в. Область совпадений этих двух списков составляет всего 8 имен, что говорит о том, что он был составлен значительно позже, но по аналогий со списком 1586 г. Самым полным является "Альбом Ставропигийского Института". При работе со списками и "Альбомом" в особенности, следует различать действительных ("вписных") и почетных членов братства Действительные члены - собственно львовские горожане, которые реально работали в организации. Почетные члены, как правило, - влиятельные люди, а также простые горожане Львова и других городов и местечек, помогавшие братству. Все почетные члены "вписывались" в специальный реестр, который сохранился под названием "Альбом Ставропигийского Института". При сопоставлении комплекса сохранившихся списков членов братства кон. XVI - нач. XVII в., обращает на себя внимание значительная разница численности братчиков по разным спискам. Природа составления этих списков различна, хотя их предназначение одинаково - регистрация сбора денег. Списки, содержащее меньшее число членов братства, составлялись для регистрации уплаты годовых взносов членами братства после элекционного собрания. Списки, содержащие рекордно большое число членов, видимо, включают всех "вписавшихся" в братство. Достоверными являются сведения из т.н. элекционных списков. Сопоставление всех списков затрудняет то обстоятельство, что в кон. XVI - нач. XVII в. еще не устоялась единая схема обозначения личных имен. Наиболее трудно идентифицировать братчиков, чьи имена, отчества и род занятий являются присущими и другим членам братства. Постоянной величиной в разнообразии вариантов выступает только имя братчика. Проследить динамику изменения членов братства даже на протяжении небольшого отрезка времени в этой связи представляется чрезвычайно трудным. Только при помощи специально разработанных компьютерных программ можно получить более или менее полную информацию из таких источников, как Реестр складчин львовских горожан на приезд во Львов в 1621 г. королевича Владислава; реестр складчин 1625 г. на судебный процесс с райцами Львова по делу об освобождении от налогов и др. Особого внимания заслуживает вопрос о женщинах, чьи имена внесены в "братские реестры". Среди них можно выделить 2 категории: упомянутые в элекционных списках вдовы братчиков, продолжавшие вносить "рочное" в братскую казну, и "вписанные" в "Альбом". Женщины не могли быть членами братства. Устав Львовского братства о женщинах даже не упоминает. Однако в уставах многих братств особо была оговорена возможность женщин принимать участие в их деятельности.
Несмотря на фрагментарную сохранность списков членов братства, отсутствие
единообразной формы этого вида источников, эти уникальные в своем роде материалы
могут дать много ценной и разнообразной социальной информации о людях XVI-XVIII
вв., позволяют представить не только взаимоотношения между членами братства, но
и глубже понять стремления и чаяния каждого братчика. При решении всех важнейших
вопросов для Львовского братства главенствующим был авторитет того или иного
коллектива, организации, корпорации. Это говорит о длительном сохранении среди
мещанства средневековых традиций отношения к личности и индивидуальности.
Безусловно, в состав братства на протяжении его длительной истории входили
яркие, незаурядные личности. Но для самих членов братства шкала ценностей
измерялась в понятиях анонимности отдельной личности во имя авторитета той или
иной корпорации, объединения люден по тому или иному признаку (религиозному,
профессиональному, социальному и др.). Поэтому так мало сведений сохранилось о
жизни и деятельности отдельных членов братства. Это относится в равной степени и
к руководителям братства, и к рядовым его членам, даже в том случае, когда их
деятельность была связана с решением самых важных для братства вопросов. |